ВЯЖЕМ ВЯЗЬ
Что такое вязь?
За последнее время интерес к русской вязи значительно увеличился. А вот материалов для изучения все ещё не достаточно. От своих подписчиков я постоянно получаю массу вопросов по вязи. В связи с этим я решила написать ознакомительную статью, в которой отвечу на часто задаваемые вопросы.
Данная статья не претендует на историческую справку. При желании вы можете найти исторические факты в интернете. О чём я действительно хотела бы поговорить, так это о ваших страхах и сомнениях. Многие из вас попросту боятся вязи. Боятся сделать что-то не так...
Итак, начнём!
Вязь пришла к нам из Византии вместе с культурой оформления православной книги. И, хотя греческая вязь выглядела совсем иначе, по сути, это были просто вытянутые по высоте буквы греческого алфавита, тем не менее, предпосылка была. То есть было положено начало тому, чтобы выделять часть текста за счёт изменения пропорций букв или цвета. Также в византийских рукописях того времени можно наблюдать объединение нескольких букв в один знак. Ниже вы как раз можете видеть такую рукопись, которая сейчас представлена в музее Метрополитен в Нью Йорке.
Византия, конец 1100-х гг.
А вот на Руси чаще всего отсчёт появления вязи ведут с конца XIV — начала XV века. Последующие несколько веков вязь развивалась и трансформировалась, пока не приняла более знакомые нам сейчас очертания, то есть не превратилась в ярко выраженный «штрихкод», который очень сложно прочесть‎. И именно такое плотное переплетение букв и принято сейчас называть вязью.

Параллельно вязь развивалась и на Балканах, например, так что данный тип письма может сильно различаться по стилям и формам в зависимости как от территориального расположения, так и от конкретного столетия, в которое была создана та или иная рукопись с вязью. Считается, что особый расцвет вязи пришёлся на период XVI-XVIII вв.
1
Вопрос первый: что такое вязь?
Вязь — это вид декоративного письма, при котором буквы сильно вытягиваются по вертикали. При этом, как правило, буквы связываются между собой, образуя лигатуры.
Лигатура — это знак, образуемый из двух и более букв.
Очень часто вязь корят за то, что она сложно читается. Здесь хочу особо отметить, что вязь не и не должна читаться легко. Она не является текстовым шрифтом, это декоративный тип письма, почти орнамент, который создаётся больше для украшения, чем для чтения.

Однако, при желании автор может сделать письмо вязью вполне читабельным. На то, насколько легко или сложно читаются такие тексты, влияет количество всевозможных связей между буквами, когда различные детали букв переплетаются между собой. И можно в принципе каждую букву писать отдельно, так всё будет легко считываться, но если вязь не будет содержать в себе ни одного переплетения (лигатуры), то это будет уже не вязь, а просто вытянутые по высоте буквы. Так что связывать буквы между собой для вязи нужно.
С другой стороны вязь может уходить совсем уж в сложночитаемый орнамент, когда лигатур слишком много и непонятно уже где заканчивается одна буква и начинается другая.

Также на степень распознавания букв и слов в таких текстах может повлиять наличие дополнительных украшений и узоров. Вязь может просто утопать во всевозможных орнаментах, когда уже не понятно где ещё буква, а где уже листик или цветочек. Такое тоже возможно. В общем вязь может быть очень и очень разной.
2
Вопрос второй: вязь это так страшно! А вдруг я что-то сделаю не так?
Не нужно думать о вязи и её исторических примерах слишком возвышенно.
Все ваши «ахи» и «охи» о том, что у вас никогда не получится писать вязь, немного фонят драмой. На самом деле, всё намного проще, чем вы думаете.

Посмотрите на этот пример XVI века. Не думаю, что авторы сильно переживали за ровность букв. Зато страница в целом смотрится очень органично, и смотреть на неё невероятно приятно. Она живая, искренняя. Я даже усматриваю здесь особую печать «Сделано с любовью».
Словения, XVI век.
3
Ну так любой сможет! Зачем тогда учиться вязи?
Так думать поверхностно и ошибочно. Всегда есть идеал, к которому можно и нужно стремиться!

Каждое новое поколение вносит свои директивы. Меняются наши представления о прекрасном, появляются новые технологии, изменяется темп жизни. И то, что несколько веков назад было «очень даже», сейчас не выдерживает никакой конкуренции. Однако, всегда остается что-то внутри нас самих: любовь и вера в прекрасное, — как бы пафосно это ни звучало.
В каждый период времени человечество вкладывает в искусство новые представления о прекрасном, появляются и исчезают тренды. Сейчас, например, в искусстве наравне представлены как высокая школа каллиграфического мастерства, так и почти наивное искусство, когда любая «каляка» может взойти на пьедестал. Почему нет? Вероятно. Может быть.
Но я предпочитаю черпать вдохновение в примерах прошлого и пример ниже мне все-таки нравится больше, чем многие современные работы.
Москва, XVII век.
4
Так как же правильно?
Вязь — это бесконечное число стилевых решений. На протяжении веков вязь меняла свои формы и пропорции, штрихи становились то выше, то ниже, всевозможный декор вокруг и внутри букв появлялся и исчезал, вязь становилась то строгой и лаконичной, то витиеватой и пластичной. В исторических примерах можно найти варианты на любой вкус! И вы тоже можете создать именно свою уникальную вязь, вовсе не обязательно за кем-то повторять.
Безусловно, когда вы только начинаете что-то изучать, один из самых верных ходов, на мой взгляд, — это копирование, копирование и ещё раз копирование старых рукописей. Выбирать лучше самые разные варианты, из разных веков, разных стран, разных источников. На начальном этапе насмотренность очень важная составляющая.
В процессе копирования вы выявляете закономерности, учитесь пропорциям и перенимаете характерные для вязи приёмы. При изучении вязи, которая имеет такую сложную историю развития, особенно важно обратиться к исторических примерам XV-XIX вв., когда вязь была в самом расцвете и никто не говорил, что это пережиток прошлого.

Намного больше обо всём этом я рассказываю на своём онлайн-курсе «‎Вяжем вязь»‎. Если вас заинтересовал этот загадочный и прекрасный тип письма, то добро пожаловать.
Другие материалы