Эту статью я решила написать специально для моего марафона «Вяжем вязь». Во втором задании я предложила вам сделать копию работы другого автора. Также отметила, что для воспроизведения лучше взять историческую рукопись, а не современное произведение. Особенно ценно, если вы не просто скопируете ее один в один, а выполните по мотивам оригинала. То есть напишете свою надпись, внесете изменения в декоративные элементы, при этом сохранив общий стиль и характер первоисточника.
В предыдущей статье я уже рассказывала о том, что являюсь счастливой обладательницей прекрасной книги «Книжная культура. Ветка» белорусского издательства. В книге представлено множество рукописей, очень схожих по стилю, и это невероятно удобно именно для работы по мотивам, а не простому копированию. Когда работ одного стиля достаточно много, то проще отследить закономерности. При этом данные работы все же имеют некую вариативность и это дает нам свободу выбора. То есть, работ множество, все они вроде бы созвучны, но при этом прочитывается разница, которую можно выявить при более тщательном изучении конкретных деталей.
Важный момент! Воспроизведение чужого труда возможно только в учебных целях, с обязательным указанием первоисточника! Надеюсь, все знакомы с авторским правом!
1
Выбираем пример для подражания.
В книге воссоздано несколько ярко выраженных стилевых направлений, но больше всего меня привлекло именно это (листайте галерею ниже). На первый взгляд, буквы идентичны, но, присмотревшись, мы понимаем, что присутствуют определенные различия.
2
Вникаем в детали.
На примере буквы «А» я покажу, как это делать. Перед вами несколько образцов написания «А», хотя стиль, с первого взгляда, один, и следует предположить, что и буквы должны быть идентичными, но... никому они ничего не должны! Это вязь, детка:)
Следует отметить, что наши предки на звук «Я» имели совсем другую графему, не такую как сейчас, и в вязи свободно использовали графему современной буквы «Я» для обозначения звука (фонемы) «А». А вот звук «Я» в вязи чаще всего обозначался как «IЯ» (смотрите схему ниже). А теперь, возвращаемся выше и находим на верхнем слайде «А» и «Я».
Подобное мы можем наблюдать не только с буквой «А». Абсолютно все буквы хоть немного, но меняют свою форму от рукописи к рукописи. В связи с этим, вы можете выбрать наиболее понравившийся вариант, либо придумать свою вариацию буквы в рамках выбранного стиля.
3
Находим что-то особенное.
Иногда в оригинале вы можете найти что-то настолько особенное, настолько невероятно «вкусное», что мимо пройти просто нереально. В моем случае это была буква «З». Она оказалась особенно вычурной. Замечу, что подобное выделение той или иной буквы в старинных рукописях никак не связано с началом слова или предложения. Просто автору так захотелось. У наших предков в целом какая-то особая любовь к букве «З», в исторических примерах ее нередко выделяли.
«Праздники певчие». Рукопись, 2-я половина XIX в.
4
Начинаем эскизировать.
Пробуем изобразить именно вашу надпись. Какие-то формы букв из прототипа будут подходить больше, другие меньше: оставляем самые, на ваш взгляд, подходящие. На этом же этапе выбираем высоту букв и общие пропорции надписи в целом.
Мне удобнее делать эскиз на бумаге, так чаще удается договориться со своей музой о прекрасном:) А вот обработку эскиза я продолжаю уже на компьютере, где все выравниваю и заливаю цветом, чтобы лучше видеть форму букв. При необходимости, вношу более серьезные правки.
5
Придаем работе законченный вид.
Здесь вы можете продолжить работу в цифровом формате. Я же, распечатав свой эскиз, снова вернулась к бумаге.
С узорами я работала таким же образом, как и с буквами: выбрала несколько понравившихся узоров и на их основе нарисовала что-то свое. Поэтому на этом подробно останавливаться не буду.
С помощью светового планшета я перенесла изображение на бумагу. В отсутствие планшета, можно сделать это с помощью окна. А далее просто залила буквы обычной черной тушью.
Ну хорошо... Давайте подробнее об узорах. Выбираем несколько для непосредственной работы, вычленяем закономерности: используемые цвета, наличие или отсутствие обводки, соотношение пропорций отдельных элементов и т.д.
Далее подгоняем все это под нужную вам композицию. А по сути рисуем новый узор по мотивам первоисточника.
Компьютер, планшет или бумага, — абсолютно неважно, как вы будете доводить свою работу. Я доводила на бумаге, использовала акварель, линер и тушь. Мне очень нравится такая атмосфера: чтобы краски настоящие, и шуршание бумаги, тоже настоящее. И совершенно не пугает, что исправить ошибку в таком случае намного сложнее. Я просто делаю это от души и для души!
А потом можно снова отсканировать, и работа будет цифровой. Но я то знаю, что она «живая»:)
Начать свой поиск подходящих примеров вы можете с моей страницы на Pinterest в соответствующей папке со старыми рукописями. Либо присоединяйтесь к следующему потоку моего авторского онлайн-курса «Вяжем вязь».