книжный обзор
Буквица и вязь русского кириллического письма XVIII-XIX веков. Выг, Стародубье-Ветка, Гуслицы
У коллекционера Максима Максимова осенью 2022 года вышла новая книга, в которую вошло более 300 фотографий со всевозможными орнаментами, буквицами и страницами рукописных книг из его личной коллекции. Я очень ждала эту книгу и с нетерпением следила за всеми новостями из типографии.
И вот, наконец-то, она у меня! Моя прелесть:)
Старообрядческие орнаменты и узоры в рукописных книгах XIX века
Из аннотации к книге:
Книга рассказывает сразу о трех основных старообрядческих книгописных центрах, создавших собственные школы и художественные стили в оформлении рукописных кодексов. Здесь подробно представлены графическое наследие и эволюция книжного оформления в искусстве поморского Выго-Лексинского общежительства, регионов Стародубья, Ветки и подмосковных Гуслиц. Материалом к изданию послужили около 300 изображений фрагментов рукописных памятников XVIII – начала XX в. из собрания автора, большинство из которых публикуются впервые. Издание рассчитано на широкую аудиторию читателей, в первую очередь искусствоведов, художников, каллиграфов, шрифтовиков, книжных и графических дизайнеров, иллюстраторов и орнаменталистов – всех, кого интересует традиция кириллического письма, отечественная история, старообрядческая культура и искусство.
Формат книги небольшой, всего 24,4х23 см, в толщину 1,5 см, учитывая твердый переплет.
Итого 148 стр. высококлассной полиграфии на финской бумаге. Все иллюстрации снабжены подробным описанием и переводом. Помимо изображений в книге опубликована статья и описание используемых в альбоме рукописей. В общем, если нужно использовать эту книгу для каких-то исследований или научных работ, то есть на что ссылаться: все очень грамотно разложено по полочкам.
Книга разделена на три основные части, в каждой из которых рассказывается о крупном старообрядческом центре об одном из следующих старообрядческих культурных центров:
  • Выг. Это территория современной Карелии. Выго-Лексинское старообрядческое общежитие широко известно поморским стилем в оформлении рукописей.
  • Стародубье-Ветка. Ветка — это остров на реке Сож (современная Гомельская область Белоруссии). Именно сюда постепенно стекались старообрядцы Стародубских слобод, Черниговщины, Керженца и др. Стиль, который здесь зародился, так и называется — ветковский.
  • Гуслицы. Гуслицкий стиль в оформлении старообрядческих книг получил свое название от реки Гуслицы, которая расположена на территории современного Модмосковья.

Что же в этой книге понравилось лично мне: картинки, разумеется, и очень хорошая печать! И, что особенно важно, детали. Буквицы показаны действительно близко, четко, цвета сочные. Даже на маленьких фотографиях с целыми страницами рукописных книг в принципе все хорошо видно, все детали. Красота, одним словом.
Для любителей рассматривать картинки формат книги, конечно же, небольшой, и мне поначалу казалось, что фотографии рукописей будут слишком маленькими для детального разглядывания. Тем не менее, все видно, печать действительно хорошая. К тому же автор книги хотел познакомить нас именно с вязью и буквицами — того и другого на страницах книги предостаточно. Буквицы увеличены, собраны в группы по стилям и направлениям, так действительно удобно проводить сравнительный анализ, выявлять закономерности. Плюс рядом часто дается та же буквица или схожая по стилю, но уже на странице рукописной книги, то есть вместе со всеми орнаментами и текстами, что позволяет лучше понимать композицию книжного листа в целом.
Книга хороша, остается лишь сожалеть, что в ней нет рукописей старше XVIII века. Но это я уже придираюсь, и тут большой вопрос к нашим музеям: а где подобные издания с рукописными книгами XV-XVII веков? Почему отдельно взятый человек нашел в себе силы издать такую книгу, а целые организации все чего-то там прячут в своих закромах. В музее к книге не подойдешь, 30 слоев бликующего стекла встанут на страже между зрителем и историей. Я все понимаю, оригинал жалко и дышать на него нельзя, он слишком ценен, но издать альбом, подробно рассказывающий о русской книжной культуре, можно?

Слава Богу, музеи и библиотеки стали наконец-то оцифровывать такие книги и выкладывать в сети Интернет, потому что, когда я училась (не в прошлом веке, кстати), днем с огнем ты что-то найдешь. Готики на западных ресурсах навалом, как дело доходит до той же вязи и кириллицы — тишина. Как можно учиться в таких условиях? Где брать пример? Да, можно было сходить в крупную библиотеку или музей в Москве или Санкт-Петербурге, посмотреть на книгу через бронебойное бликующее стекло на расстоянии в 1 метр, либо тебе повезет и ты попадешь со специальной группой избранных в закрома. Но что было делать людям, которые проживают далеко от таких музеев и библиотек?
В общем, наболевшая тема! И я очень рада, что ситуация постепенно меняется, что стали появляться такие книги и альбомы. Не все удачные, правда, где-то печать откровенно плохая, где-то картинки ну слишком маленькие, либо их очень мало. И тем ценнее для меня этот альбом Максима Максимова, где так хорошо и наглядно все показано. Таких книг все еще мало, их все еще недостаточно, так что каждая на вес золота!

Книга продается у автора, которого можно найти на странице ВКонтакте, например. Стоит эта благодать 3300 руб., не дешево, но картинок много и печать хорошая. В общем, книга реально стоящая! Если вы любитель русской рукописной книги, то это издание для вас.
Другие материалы