музеи москвы
Моряк, художник, человек.
Владимир Голицын
(1902–1943)
Об этом художнике я узнала благодаря выставке «Кустарь и Революция», о которой я уже рассказывала в одноименной статье. В тот раз я постаралась рассказать о каждом художнике выставки, среди которых был и Владимир Голицын. Его биография показалась мне не просто интересной, а своего рода знаковой для того времени.
Блюдо «Красноармеец». Москва, 1924 год.
Дерево, точение, роспись, лак.
Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Потомок известного рода, князь Голицын Владимир Михайлович родился в Тульской губернии в 1902 году. Как вы уже наверное догадались, жизнь молодого князя, да и всей его семьи, при становлении новой советской власти была далеко не сахар. Однако сам Владимир довольно рано понял, что хочет быть художником, рисовал много и с упоением.
Шкатулка «Красноармеец-отпускник — лучший гость в деревне». Москва, до 1925 года.
Дерево, морение, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Сергей Голицын, младший брат художника, пишет о нем так: «‎Владимир был домосед. Он раздобыл коробку великолепных акварельных красок, а бумага была из графского архива. По прежней привычке, забравшись с ногами на его кровать и облокотившись о стол, я часами молча смотрел, как тончайшей кисточкой он подцеплял из коробки порцию краски, как разводил ее водой и раскрашивал светлыми и яркими тонами очередную картинку.
Где он прочел одно из самых прекрасных сказаний древней Руси — «О невидимом граде Китеже»,— не знаю.
В целой серии картинок он изобразил, как князь Георгий с соколом на руке едет на коне, как Гришка Кутерьма ведет татар, нарисовал сечу при Керженце, синее озеро Светлояр, окруженное березками, самого города нет на трех горах, а его опрокинутое отражение — белые стены с башнями, а за стенами храмы златоглавые — видятся на поверхности озера. Владимир тогда увлекался Билибиным и раскрашивал контуры чистыми тонами без теней, а вокруг каждой картинки выводил орнаменты — заимствовал узоры из различных книг, сам их выдумывал, переиначивал по-своему. Вся серия картинок погибла при нашем переезде».
Голицын С. М. Записки уцелевшего. - М. : Орбита, Моск. филиал, 1990. - 731 с.
Перчаточница. Москва, до 1925 года.
Дерево, роспись, лак.
Экспонат Парижской выставки 1925 года.
В 1920 году молодого художника призвали воевать в Красную армию. Владимир не был неженкой, однако многие из его родственников пострадали от репрессий, и воевать ему и уж тем более за красную армию не хотелось. Именно тогда, убегая из-под прицела вербовщиков, молодой князь устроился простым матросом на крейсер «Аскольд». Однако и здесь судьба вела его, Владимир оказался на биологической станции в Заполярье на берегу Кольского залива в качестве художника, делал зарисовки морских существ, рисовал пейзажи и все, что его окружало интересного.
Вид Карского моря. 1921 год.
Бумага, акварель, карандаш.
Это было первое, но далеко не последнее путешествие Владимира Голицына. В перерывах между путешествиями он продолжал рисовать, посещал курсы ВХУТЕМАСа, а также художественные мастерские.
Именно в эти годы по заказу Центрального Кустарного музея в Москве, Владимир Голицын создает работы, которые представлены в этой статье. В них можно увидеть и приемы мезенской росписи, и элементы лубка, и то, что окружало художника в его повседневной жизни. Советская агитация переплелась с народным промыслом: яркие сюжеты, остроумные, но добродушные.

В 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже работы Голицына были удостоены золотой медали.
Витрина экспозиции Международной выставки 1925 года в Париже
ВМДПНИ
Декоративные вставки для ширмы «Тверской бульвар» (фрагменты).
Москва, 1924 год. Дерево, роспись, лак.
Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Все это звучит очень красиво, однако в то же самое время сам художник жил небогато, с выбором заказов не привередничал. Потом его брат, Сергей Голицын, все в тех же «Записках уцелевшего» напишет: «Он очень гордился литографированным листом диплома, украшенным фигурами муз, подписанным французским министром культуры. Диплом этот долгие годы висел на стене его комнаты и уцелел у моего племянника Иллариона, хотя во время многочисленных обысков агенты ГПУ не раз вертели его в руках, колеблясь — изъять или оставить?»
Тем не менее Владимиру удалось стать известным художником-иллюстратором. С 1924 года он начинает работать над детскими книгами и в журналах, среди которых «Пионер», «Всемирный следопыт», «Знание — сила» и многие другие.
В этот период Владимир Голицын много работал и в целом зарабатывал неплохо, правда приходилось работать под псевдонимом — происхождение художника многим не давало покоя. Голицына несколько раз арестовывали, но благодаря хлопотам родных и друзей нахождение за решеткой каждый раз длилось недолго.
Однако в 1929 году семья Владимира Голицына все-таки была выслана из Москвы. На новом месте жили очень скудно, заказы на иллюстрации приходили все реже, так как издатели попросту боялись подключать опального художника к работе.

В 1941 году Владимир Михайлович был арестован по доносу завистливой соседки. Приговор ОСО НКВД: 5 лет лагерей за «антисоветскую агитацию». В 1943 году художник умер в лагерной больнице от пеллагры, вызванной голодом.
Уникальная коллекция работ талантливого художника, выполненных в 19231925 гг. для Центрального Кустарного музея, сейчас находится в собрании Всеросийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.