Моряк, художник, человек. Владимир Голицын (1902–1943)
Об этом художнике я узнала благодаря выставке «Кустарь и Революция», о которой я уже рассказывала в одноименной статье. В тот раз я постаралась рассказать о каждом художнике выставки, среди которых был и Владимир Голицын. Его биография показалась мне не просто интересной, а своего рода знаковой для того времени.
Блюдо «Красноармеец». Москва, 1924 год. Дерево, точение, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Потомок известного рода, князь Голицын Владимир Михайлович родился в Тульской губернии в 1902 году. Как вы уже наверное догадались, жизнь молодого князя, да и всей его семьи, при становлении новой советской власти была далеко не сахар. Однако сам Владимир довольно рано понял, что хочет быть художником, рисовал много и с упоением.
Шкатулка «Красноармеец-отпускник — лучший гость в деревне». Москва, до 1925 года. Дерево, морение, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Шкатулка «Красноармеец-отпускник — лучший гость в деревне». Москва, до 1925 года. Дерево, морение, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Шкатулка «Красноармеец-отпускник — лучший гость в деревне». Москва, до 1925 года. Дерево, морение, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Шкатулка «Красноармеец-отпускник — лучший гость в деревне». Москва, до 1925 года. Дерево, морение, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Сергей Голицын, младший брат художника, пишет о нем так: «Владимир был домосед. Он раздобыл коробку великолепных акварельных красок, а бумага была из графского архива. По прежней привычке, забравшись с ногами на его кровать и облокотившись о стол, я часами молча смотрел, как тончайшей кисточкой он подцеплял из коробки порцию краски, как разводил ее водой и раскрашивал светлыми и яркими тонами очередную картинку. Где он прочел одно из самых прекрасных сказаний древней Руси — «О невидимом граде Китеже»,— не знаю. В целой серии картинок он изобразил, как князь Георгий с соколом на руке едет на коне, как Гришка Кутерьма ведет татар, нарисовал сечу при Керженце, синее озеро Светлояр, окруженное березками, самого города нет на трех горах, а его опрокинутое отражение — белые стены с башнями, а за стенами храмы златоглавые — видятся на поверхности озера. Владимир тогда увлекался Билибиным и раскрашивал контуры чистыми тонами без теней, а вокруг каждой картинки выводил орнаменты — заимствовал узоры из различных книг, сам их выдумывал, переиначивал по-своему. Вся серия картинок погибла при нашем переезде».
Голицын С. М. Записки уцелевшего. - М. : Орбита, Моск. филиал, 1990. - 731 с.
Перчаточница. Москва, до 1925 года. Дерево, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Перчаточница. Москва, до 1925 года. Дерево, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Перчаточница. Москва, до 1925 года. Дерево, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Перчаточница. Москва, до 1925 года. Дерево, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
В 1920 году молодого художника призвали воевать в Красную армию. Владимир не был неженкой, однако многие из его родственников пострадали от репрессий, и воевать ему и уж тем более за красную армию не хотелось. Именно тогда, убегая из-под прицела вербовщиков, молодой князь устроился простым матросом на крейсер «Аскольд». Однако и здесь судьба вела его, Владимир оказался на биологической станции в Заполярье на берегу Кольского залива в качестве художника, делал зарисовки морских существ, рисовал пейзажи и все, что его окружало интересного.
Вид Карского моря. 1921 год. Бумага, акварель, карандаш.
Вид Карского моря. 1921 год. Бумага, акварель, карандаш.
Это было первое, но далеко не последнее путешествие Владимира Голицына. В перерывах между путешествиями он продолжал рисовать, посещал курсы ВХУТЕМАСа, а также художественные мастерские. Именно в эти годы по заказу Центрального Кустарного музея в Москве, Владимир Голицын создает работы, которые представлены в этой статье. В них можно увидеть и приемы мезенской росписи, и элементы лубка, и то, что окружало художника в его повседневной жизни. Советская агитация переплелась с народным промыслом: яркие сюжеты, остроумные, но добродушные.
В 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже работы Голицына были удостоены золотой медали.
Витрина экспозиции Международной выставки 1925 года в Париже ВМДПНИ
Декоративные вставки для ширмы «Тверской бульвар» (фрагменты). Москва, 1924 год. Дерево, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Декоративные вставки для ширмы «Тверской бульвар» (фрагменты). Москва, 1924 год. Дерево, роспись, лак. Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Все это звучит очень красиво, однако в то же самое время сам художник жил небогато, с выбором заказов не привередничал. Потом его брат, Сергей Голицын, все в тех же «Записках уцелевшего» напишет: «Он очень гордился литографированным листом диплома, украшенным фигурами муз, подписанным французским министром культуры. Диплом этот долгие годы висел на стене его комнаты и уцелел у моего племянника Иллариона, хотя во время многочисленных обысков агенты ГПУ не раз вертели его в руках, колеблясь — изъять или оставить?» Тем не менее Владимиру удалось стать известным художником-иллюстратором. С 1924 года он начинает работать над детскими книгами и в журналах, среди которых «Пионер», «Всемирный следопыт», «Знание — сила» и многие другие.
В этот период Владимир Голицын много работал и в целом зарабатывал неплохо, правда приходилось работать под псевдонимом — происхождение художника многим не давало покоя. Голицына несколько раз арестовывали, но благодаря хлопотам родных и друзей нахождение за решеткой каждый раз длилось недолго. Однако в 1929 году семья Владимира Голицына все-таки была выслана из Москвы. На новом месте жили очень скудно, заказы на иллюстрации приходили все реже, так как издатели попросту боялись подключать опального художника к работе.
В 1941 году Владимир Михайлович был арестован по доносу завистливой соседки. Приговор ОСО НКВД: 5 лет лагерей за «антисоветскую агитацию». В 1943 году художник умер в лагерной больнице от пеллагры, вызванной голодом.