Коллаборация леттеринга и русской народной росписи
РОСПИСЬ В БУКВАХ
В основе проекта лежит образ старославянской рукописной книги: ее каллиграфические почерки, узоры, орнаментальные заставки и, конечно же, буквицы. Вдохновляясь этим примером я разработала дизайн для пяти букв слова «БУКВА».
Старославянские книги берут свое начало с приходом христианства и долгое время хранили в себе лишь тексты религиозного характера. Однако, постепенно подобное книжное оформление стало перетекать и на страницы светской, в том числе, детской литературы. И вам эти образы знакомы скорее всего по русским сказкам, оформленным еще в XIX веке прекрасным художником Иваном Билибиным.
Некоторое время я изучала буквицы в старославянских книгах, создавая на их основе свои варианты, но несколько лет назад я увлеклась народной росписью и стала более серьезно вникать в хитросплетения того или иного направления. Очень быстро передо мной сложилась картина, где старославянская книжная графика и народная роспись переплетаются между собой. Мне захотелось показать всю красоту русской народной росписи через буквы, захотелось соединить сразу несколько направлений в один проект.

Росписей очень много и мне не сразу удалось выделить среди них всего лишь пять, ровно столько, сколько и букв в слове «БУКВА». После долгой эскизной части, каждая роспись нашла в слове и свое место и цвет фона, чтобы проект смотрелся цельным и органичным.
Далее каждая буква была вырезана из фанеры и каждую расписала мастерица народной росписи.
А теперь подробнее про каждую букву.

Б
Уфтюжская роспись
Уфтюжская роспись получила свое название по селу Верхняя Уфтюга (в настоящее время это Архангельская область). Точное время возникновения уфтюжского бурачного промысла неизвестно, но уже в 80-90-е годы XIX века туеса с этой росписью охотно раскупались на рынках Сольвычегодска, Великого Устюга, Архангельска и даже Москвы.
Работа Светланы Зеленцовой

У
Городецкая роспись
Родина городецкой росписи — Верхнее Поволжье. Резьба и роспись по дереву широко применялись здесь в убранстве крестьянских изб, в украшении предметов быта — прялок, посуды, игрушек. Именно с украшения прялочных донец начинается развитие городецкой росписи. Вначале деревянные донца украшали скобчатой резьбой, потом резьбой с инкрустацией, постепенно стали добавлять элементы краской, и с 1870-х годов стали появляться полностью живописные прялки.
Работа Ии Токаревой, выполненная по мотивам городецкой росписи

К
Пермогорская роспись
Самые ранние изделия с пермогорской росписью датируются концом XVIII - началом XIX века, но полную ясность в общепринятый термин «роспись северодвинского типа» внесла экспедиция 1959 года. Тогда было установлено, что роспись Северной Двины делится на несколько, совершенно самостоятельных направления. Одним из них и является пермогорская роспись.
Работа Наталии Шлерет

В
Хохломская роспись
Зарождение хохломской росписи искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Хохломской промысел был основан на территории современного Ковернинского района Нижегородской области. Свое название промысел получил по имени торгового села Хохлома, откуда изделия отправлялись на базары и ярмарки.
Удивительный способ превращения простой деревянной посуды в золотую без применения золота занесли сюда иконописцы и старообрядцы. Они покрывали иконы не только настоящим золотом, но и серебряным порошком в сочетании с каленой олифой (льняное масло), которая после закалки приобретала медовый, золотистый цвет.
Работа Зинаиды Голубевой, выполненная по мотивам хохломской росписи (Кудрина)

А
Мезенская роспись
Родиной мезенской росписи считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Отсюда второе название мезенской росписи – Палащельская.
Историки до сих пор не пришли к однозначному мнению происхождения мотивов этой росписи. Очень уж глубоки корни этих знаков, уходящих в мифологию многих народов. Считается, что большое влияние на формирование стиля оказали иконописные традиции старообрядцев, пришедших в ХVII веке на эти территории из Новгородских земель.
Работа Екатерины Малаховой, выполненная по мотивам мезенской росписи
Большое спасибо пяти мастерицам, которые создавали этот проект вместе со мной:
И большое спасибо мастерской света и декора Woohoo Wood за изготовление букв под роспись по моим эскизам.