музеи москвы
Кустарь и революция.
Работы художников кустарного музея 1920-х годов
Признаться, я даже не знала об этом направлении, пришла, как обычно, на основную экспозицию в Музей декоративно-прикладного и народного искусства, а тут нате... вроде и народная роспись, но с надписями, прославляющими советскую власть. И видно, что не простая эта роспись, а рука мастера. Это меня и привлекло!
А начиналось все так... В Москве в целях поддержания, популяризации и сохранения народных промыслов еще в 1885 году был основан Музей кустарных изделий (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства). Уже в 1888 году при музее образуется небольшая группа профессиональных художников, а в начале 1900-х и целый «Музей образцов» — своего рода художественно-экспериментальная лаборатория для создания высокохудожественных образцов кустарных изделий, которыми могли бы воспользоваться все желающие. В эту «лабораторию» в разное время входили братья Васнецовы, А. Я. Головин, В. Д. Поленов, И. И. Овешков, Е. Г. Теляковский, А. А. Суворов, Н. В. Досекин и другие. Впоследствии работы этих художников, созданные по заказу Музея кустарных изделий, и вошли в собрания самого музея, который пережил и Первую мировую, и Великую октябрьскую, и дожил до 1999 года, пока не вошел в состав Музея декоративно-прикладного и народного искусства, где и прошла эта выставка уже в наше время.

Овешков Иван Иванович (1877–1942)
Ларец «Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка». И.И. Овешков.
Артель имени Красной армии. Московская губерния, город Сергиев. 1923 год. Дерево, роспись, лак.
Родился художник в Тобольске 15 июня 1877 года. Его отец, Иван Ефимович, был учредителем и почетным членом Тобольского губернского музея, а в свободное время увлекался историей и археологией, в том числе и художественными ремеслами. Его же усилиями в 1874 году в Тобольске была открыта первая образцовая «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости».
В мастерской отца и осваивает Иван Иванович свою первую профессию – резчика по кости. Однако не остановился на этом и уже в 1896 году становится вольнослушателем Центрального училища технического рисования имени барона Штиглица (ЦУТРа), где проучился до 1903 года.

Увлекался как народными промыслами, так и новыми художественными веяниями, в том числе и стилем модерн. Впоследствии показал себя как скульптор малой формы, и сейчас больше всего имя художника связывают с созданием игрушек. Иван Иванович много сделал для возрождения кустарных промыслов, продолжая дело своего отца.
Член всероссийского Союза работников искусств с 1919 года. Член МТХ с 1933 года.

Голицын Владимир Михайлович (1902–1943)
Блюдо «Красноармеец». Москва, 1924 год. Дерево, точение, роспись, лак.
Экспонат Парижской выставки 1925 года.
Потомок известного рода, князь Голицын Владимир Михайлович родился в Тульской губернии в 1902 году. Довольно рано обнаружил в себе склонность к рисованию, рисовал много и с упоением. В 1917 году окончил гимназию в Москве.
Владимир Голицын, весьма талантливый художник и очень трудолюбивый человек, он мог бы достигнуть больших высот, однако его княжеское происхождение на протяжении всей его жизни не давало покоя советской власти. Это очень интересная, хоть и печальная история, и я решила рассказать о ней отдельно.

Скажу пока только, что работы В. М. Голицина на Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже 1925 года получили золотую медаль!!!

Ланге Борис Николаевич (1888-1969)
Туеса Б.Н. Ланге. Москва, 1925 год. Береста, дерево, плетение, резьба, роспись, лакировка.
Экспонаты Парижской выставки 1925 года.
Всегда интересно узнать, в какой семье родился тот или иной художник, однако про Ланге Бориса Николаевича (Бернгардовича) ничего найти мне так и не удалось. Только сухие факты о том, что, мол, скульптор, живописец, художник-керамист, педагог. И бесчисленные биографии других художников, чьим педагогом он являлся.

В 1905-1913 учился в Строгановском училище. В 1900-х работал художником в Кустарном музее Московского губернского земства, где вместе с Н. Д. Бартрамом изготавливал игрушки. С 1918 года – член Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности. В 1920-1923 преподавал на керамическом факультете ВХУТЕМАСа, курировал работу кустарных промыслов, гжельских артелей, работал для них.
Однако и эти сухие факты говорят о многом!

Теляковский Евгений Григорьевич (1887-1976)
Туеса Б.Н. Ланге. Москва, 1925 год. Береста, дерево, плетение, резьба, роспись, лакировка.
Экспонаты Парижской выставки 1925 года.
Что-то поразительное! Мне с трудом удалось найти какую-либо информацию о человеке! Есть подносы с агитационными надписями, шкатулки и другие изделия. Едва нашла, что, мол, художник, резчик, работал в Музее кустарных изделий (художник музея по «столярно–резному делу». И все!
А меж тем прекрасные работы!
Начал свою работу при музее Евгений Григорьевич еще до революции, хотя ни одной работы до 1917 года мне найти не удалось. Зато удалось найти информацию, что по эскизам Теляковского в период с 1910 по 1919 гг., предложенным Кустарным музеем, делали лаковую миниатюру мастера Федоскинской трудовой артели. Опыт, к слову, по мнению специалистов, был неудачным, поскольку эскизы Теляковского не имели ничего общего с историей лакового промысла и больше подражали то древнерусской книжной миниатюре XVI–XVII вв., то русскому лубку XIX в. Однако именно Кустарный музей во многом способствовал существованию самой Федоскинской артели и был основным заказчиком. Точнее, большую роль в этих изделиях сыграли требования рынка, ведь эти работы были прежде всего на продажу.

Тихонов Николай Георгиевич (1892-1988)
Николай Тихонов родился осенью 1892 года в крестьянской семье в подмосковном сельце Вербилки, в том самом, где находится знаменитая фарфоровая фабрика, основанная еще в 1766 году шотландским купцом. Именно на этой фабрике и трудилось несколько поколений Манковых-Тихоновых.
Николай в 1916 году с отличием окончил Строгановское училище по специальности «художник по прикладному искусству».

У художника была очень насыщенная творческая жизнь: он иллюстрировал книги, рисовал агитационные плакаты, разрабатывал упаковку, всю жизнь преподавал в различных учебных заведениях. Член МОСХ, член Художественного и Ученого советов НИИХП.
В период с 1925 по 1937 год Тихонов работал и с Кустарным музеем. Разрабатывал эскизы, выполнял роспись по дереву, а в галерее вы можете видеть его ковши, которые были представлены на международной выставке в Париже в 1925 году, на одном из них надпись «Кто не работает, тот не ест».


И еще работы с выставки
В этой галерее представлены еще несколько работ разных художников, о которых я не рассказала. В целом хочу сказать, что далеко не о всех легко было найти какую-либо информацию. Тем не менее уникальная коллекция работ талантливых художников, выполненная в 1920 гг. для Центрального Кустарного музея, сейчас находится в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, в постоянную экспозицию не входят, однако с 15.09.2020 по 10.05.2021 мне удалось попасть на выставку «Кустарь и Революция», демонстрирующую все эти изделия.

Особенно интересно то, что в 1924 году в Центральном кустарном музее проходила одноименная выставка, где были представлены все эти предметы. Тогда состоялся своеобразный домашний отбор изделий для Международной выставки декоративных и промышленных искусств в Париже 1925 года. Про ту парижскую выставку, а точнее про то как СССР впервые вышел на международную арену, можно рассказать отдельную занимательную историю, а потому я уже собираю материал для новой статьи:)