музеи москвы
Сокровища Владимиро-Суздальской земли в Москве
С 24 января по 10 мая 2023 года в Третьяковской галерее на Крымском валу прошла выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли». Здесь было всё: иконы, резьба по камню и дереву, вышивка и книги, глаза разбегались от обилия прекрасного! Всего порядка 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
После такой аннотации ожидаешь многого, и меня понесло на подвиги. В первую очередь, конечно же, хотелось увидеть древнерусскую письменность, и я рассчитывала в основном на книги. А на деле как раз книжный раздел выставки меня разочаровал больше всего, но обо всём по порядку.
Немного истории
Ещё в начале ХІІ века Суздальская область была в прямом смысле захолустьем, но буквально за 100 лет здесь образовалось уже целое княжество, политический центр, господствующий над остальной Русью. «Золотой век» Северо-Восточной Руси был недолог, но успел сделать неоценимый вклад в формирование будущей Великороссии.

«‎Именно Владимиро-Суздальская Русь стала колыбелью русской народности — местом, где сформировался самобытный культурный код. Важную роль в подъеме Владимиро-Суздальской земли сыграли управленческие таланты её правителей — князей Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо».

Вот и выставка «Великое княжество» посвящена тому значению, которое сделали Владимиро-Суздальские земли в формирование земли русской и приурочена к тысячелетней годовщине первого летописного упоминания о городе Суздале, которая будет отмечаться в 2024 году.
Выставка в Москве
Выставка действительно большая и была поделена на несколько тематических зон, среди которых: «иконы»‎, «‎ткани»‎, «дерево», ‎«белый камень», «книги» и подобное.‎‎ Самые ранние предметы датируются периодом IX–X веков. А вот основная часть экспозиции относится к периоду позднего средневековья.

Экспозиция имела чёткий план передвижения, была даже специальная схема, которую можно изучить на изображении ниже.
1
Иконы
Первыми на выставке посетителей встречали златые врата Богородице-Рождественского собора XIII века — уникальный памятник монументального искусства русского Средневековья. Первоначально врата имели деревянную основу, к которой крепились медные листы, а в XVIII веке деревянная основа была заменена на металлический каркас, так как дерево сильно обветшало. Иконы на вратах выполнены в технике огневого золочения, которая на Руси носила название жжёного злата.
2
Иконы
Вторым разделом на выставке были представлены иконы ХІІІ-ХVІІ веков. Среди них:
  • «Блаженное чрево» — Хабаровская икона Божьей Матери 1664 года.
  • «Богоматерь Одигитрия» конца XV века из Успенского Княгинина монастыря во Владимире. Одигитрия — указующая Путь (греч.) — один из распространённых в православной иконописи типов изображения Богоматери с Младенцем.
  • «Успение» середины XVII века из Успенской (Богородицкой) церкви во Владимире.
  • «Рождество Богоматери» последней трети VI века, происходящая из Боголюбского монастыря.
Также редкий комплекс двусторонних икон-таблеток второй половины XVI века. Происходят из собора Рождества Богородицы в Суздале.
3
Книги
Третьими шли книги, именно сюда я и стремилась после прочтения аннотации к книжному разделу выставки:
«‎С ХІІ века Владимиро-Суздальская земля становится одним из признанных центров книжности и просвещения. Благодаря усилиям князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо во Владимире активно развивается местное летописание».
Среди представленных книг:
  • Библия 1581 года. Печатник Иван Фёдоров. Острог. Происходит из Николо-Шартомского монастыря в селе Пупки Владимирской губернии.
  • Евангелие 1644 года из Ризположенской церкви во Владимире.
  • Евангелие XVII века из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.
Как видите, звучало всё это очень многообещающе, а на деле часть книг на выставке к Суздалю имеет весьма косвенное отношение, плюс плохое освещение, бликующее стекло и лично для меня никакого удовольствия от просмотра.
К тому же мой личный интерес — это рукописные страницы, а не было их там: половина книг закрыта, вторая половина напечатана. И был бы сплошной облом, но... буквы ранее встречались не только в книгах, а потому я ещё раз внимательно обошла всю выставку, собирая по сусекам письменность древней Руси.

Но постараюсь быть беспристрастной, сами книги действительно грандиозны, например, вот это напрестольное Евангелие последней четверти XVII века. Одна из самых больших рукописных книг, её размер 79 на 105 см. Книга была, разумеется, в закрытом виде, ибо наибольший интерес представляет её гравированный оклад верхней крышки с многофигурной композицией (Саваоф, Деисус, евангелисты, апостолы и т. д.), выполненный лучшим гравёром своего времени, мастером Оружейной палаты Афанасием Трухменским.
Однако не всё так печально, рядом было расположено электронное табло, на котором можно было «пролистать» книгу полностью.
4
Металл
В разделе с Кладами я никакого «клада» для себя не нашла, так что сразу переходим к металлам, где неожиданно оказалось много предметов со всевозможными надписями.
5
Дерево
Из аннотации к выставке:
Каждый из деревянных экспонатов выставки уникален, ведь подавляющее большинство «ровесников» этих предметов уже давно кануло в лету. Дерево слишком недолговечно. Оно не переносит избыточную влажность, часто повреждается насекомыми и полностью уничтожается при пожаре. Недаром в «Учительном известии», наставлении для священников и диаконов ХѴІІ века, и в указе Святейшего синода 1769 года запрещалось употреблять в качестве потиров, дискосов, дарохранительниц деревянные, стеклянные, железные или медные сосуды.
5
Музыка
Далее идёт музыкальный раздел, и именно здесь вместо тех же музыкальных инструментов мы неожиданно находим книги! А точнее их электронные копии. Всё дело в том, что в данном разделе представлены специальные певческие книги с музыкальной нотацией.
Идём дальше. Зал с фресками был не особо интересным, так как тут всё было электронным. Зато зал с белым камнем был действительно белым. Это единственный светлый зал на всей выставке.
5
Белый камень
Из аннотации к выставке:
B середине XII столетия в Северо-Восточную Русь прибыли приглашенные князем Юрием Долгоруким европейские мастера, знатоки романской архитектуры. Для строительства они стали использовать известняк, или белый камень — единственную широко распространенную на территории Центральной России горную породу. Мягкий и податливый, он хорошо подходил для формирования блоков и создания резного декора. Белый камень и его богатейшая резная пластика основная особенность владимиро-суздальской школы зодчества, развивавшейся в Северо-Восточной Руси в XII-XIII веках. Её взлет был пресечен монгольским нашествием, но по-прежнему плывут через века «корабли» древних храмов, соединяя берега прошлого с настоящим.
6
Ткани
Завершу обзор залом с тканями и лицевым шитьём. Лично для меня он интересен вышитой вязью букв. И этого добра здесь оказалось даже больше, чем в разделе с книгами.
В общем, это была действительно масштабная выставка, много интересных предметов. Очень стильная экспозиция, но повторно я бы сюда не вернулась. Смотреть экспонаты неудобно, освещение и стекло сыграли своё дело. Хотя я всё понимаю — ценность экспонатов, которым нужны особые условия (освещение, температура). Стекло также защищает предметы от недобросовестных посетителей. Я всё понимаю. И дело даже не в стекле, да и не в тёмном освещении. В том же зале с белым камнем было очень светло, аж глаза болели.
Просто всё очень пафосно, грандиозно, стильно, но не уютно. Вероятно, что в самом Владимиро-Суздальском музее-заповеднике всё намного теплее и дружелюбнее, и это повод туда съездить и сравнить:)