музеи москвы
Кустарь и революция.
Работы художников кустарного музея 1920-х годов
Признаться, я даже не знала об этом направлении, пришла, как обычно, на основную экспозицию в музей декоративно-прикладного и народного искусства, а тут нате... вроде и народная роспись, но с надписями, прославляющими советскую власть. И видно было, что не простая эта роспись, а рука мастера. Это меня и привлекло!
Это привлекло меня настолько, что я решила погрузиться в эту тему с головой и, как обычно, простого описания достижений того или иного художника мне оказалось недостаточно. Хотя я и начала именно с их биографий, но те или иные факты из их жизни заставили меня искать все больше и больше информации, тема ширилась, белые пробелы заполнялись и сейчас я готова поделится своими изысканиями с вами:)

Начнем с главного: кто такие кустари?
В среднем климат по России таков, что сельскохозяйственный сезон довольно непродолжителен, однако и в остальное время крестьянину нужно было занять себя работой, чтобы содержать семью и хозяйство. Сейчас речь не о том, что в каждой избе сами могли себе и ложку вырезать и рубаху сшить, а о том, что каждая такая изба могла организовать семейное предприятие по производству тех же ложек, например.
Таких мастеров было принято называть кустарями, а производство кустарным. О них и пойдет речь.
Онлайн-выставка «Нижегородские кустарные промыслы»,
представлена на сайте Министерства культуры Нижегородской области.

К концу XIX века рост фабричного производства привел практически к упадку производства кустарного, что приводило к разорению крестьянских хозяйств, которые лишались своего привычного «зимнего» заработка. Этот вопрос стал настолько серьезным, что его пришлось решать на государственном уровне, обеспечивая кустарей дополнительной поддержкой.

Одной из разновидностей такой господдержки стали кустарные музеи, призванные популяризировать ручной труд, а также помочь кустарям с заказами, а лучшие работы кустарного промысла вывозились за границу на международные выставки, что давало возможность освоить новые рынки сбыта.

На рубеже XIX-XX веков в российской империи функционировала целая сеть музеев, чья деятельность была направлена на развитие кустарных промыслов. Музеи поддерживались не только государством, но также и меценатами. И в целом дело налаживалось, но сначала случилась первая мировая, за ней великая октябрьская и… новой советской власти частное мелкое производство было не интересно. Какое-то время их «терпели», во времена НЭПа даже делали вид, что поддерживали, но на деле это был лишь мягкий переход к новым правилам, по которым каждый пролетарий должен был трудится исключительно на благо государства, не думая о собственной прибыли.
На самом деле в этой статье я хотела рассказать исключительно про выставку во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, которая прошла с 15 сентября 2020 — 10 мая 2021 года.

Выставка была посвящена работам художников как раз того НЭПовского периода, когда уже новая советская власть старалась сохранить и популяризировать умирающие народные промыслы, идя уже проторенной дорожкой прежней государственной политики.
Одним из таких музеев стал Центральный кустарный музей ВСНХ (Высшего Совета Народного Хозяйства), по его заказу и работали художники, поднимая народные промыслы на новый уровень художественного мастерства.
В ноябре 1924 года нарком иностранных дел Г.В. Чичерин получил телеграмму из Франции с приглашением СССР принять участие в Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже в октябре 1925 года, куда и поехали произведения кустарного промысла.

И тут меня понесло! Туеса на международной выставке представляли целую страну? Не слишком ли местечково? Туеса бесспорно великолепны, но что-то тут было не то.
И я начала разбираться дальше!

Павильон СССР на выставке 1925 года в Париже
Интуиция меня не подвела, все оказалось намного масштабнее! Но начнем по порядку.

Подготовка к выставке проходила в предельно сжатые сроки. Представить на ней нужно было ни много ни мало, а по возможности ВСЕ достижения промышленности и искусства, в том числе и архитектуры! В закрытом конкурсном отборе на проект павильона от СССР победила проект архитектора К.С. Мельникова, так называемый «Красный павильон». Если кто не знает, то Константин Мельников один из величайших советских архитекторов с мировым признанием!
Проект павиольона для выставки, автор Константин Мельников
Оформлял павильон А.М. Родченко, который спроектировал модель «Рабочего клуба», Главными цветами павильона стали красный, серый, белый и черный.

«Рабочий клуб» олицетворял собой новый тип общественного помещения, он пропагандировал идеи конструктивизма: функциональный и рациональный подход к пониманию пространства в противовес старому, отжившему себя буржуазному интерьеру.
Интерьер читальни «Рабочего клуба»
Фрагмент реконструкции «Рабочего клуба», Музей Кунстхалле, Баден-Баден, 2008 год
Однако большинство экспонатов было выставлено не в этом павильоне, а в самом Гран-Пале, где советскому сектору предоставили около 500 кв. м. Именно здесь, среди прочих достижений советской промышленности и искусств и находился раздел «Кустари», но вернемся немного назад во времени…

В 1924 году в Москве прошла отборочная выставка, которая так и называлась «Кустарь и революция» и готовила экспонаты к той международной арене, где все эти ковши и шкатулки будут представлять целую страну. В СССР это мероприятие оценивалось как важное событие прежде всего с политической точки зрения, так как это было первое выступление новой страны на международной арене, первое соревнование с другими государствами.
Отдел СССР в Большом дворце (Grand Palais) 1925 год.
Фотография Александра Родченко

Разумеется, не только туеса и тарелочки представляли страну. Я специально так подробно описала «Красный павильон», чтобы вы представляли общий масштаб события. На выставке в Париже были представлены все возможные достижения промышленности и искусства СССР. В общей сложности советский павильон включал в себя более 4 тысяч предметов. Да и в кустарном отделе были и мебель, и ткани, и кружева. На той выставке советскому отделу присудили 183 награды, среди них 9 высших призов, 59 золотых, 45 серебряных и 27 бронзовых медалей, также присуждались дипломы.

Кустарь и революция
Но вернемся обратно к кустарным промыслам.
Конечно же подобный фурор на международной арене не мог обойтись без коммерческого интереса. Кустарные промыслы России и до революции находили своего покупателя на Западе, а уж теперь интерес только повысился. Однако советские власти все еще были не довольны тем, что кустарное производство находится в частном секторе, и вся эта прибыль предполагала осесть в частном капитале, минуя систему государственного хозяйства. Это положение требовало привлечь кустарей в кооперативы подконтрольные государству. Насильственные меры по надзору за кустарями, а также ряд исторически сложившихся событий связанных с первой мировой и великой октябрьской привели к большой миграции кустарей с места на место. Также погоня за коммерческой прибылью и противостояние интересов частного предпринимателя и политики молодого советского государства привели к тому, что самобытность и художественная ценность изделий того или иного региона сильно потеряла во всех этих процессах. Некоторое оживление прошло только в период НЭПа, подкрепляемое больше частной инициативой, но впоследствии быстро сошло на нет.

Тем не менее невероятный взлет советского авангарда в 20-30-е годы дало миру множество интересных деятелей искусств, а также плоды их творчества.
«Кустарь и Революция» – так называлась выставка, демонстрировавшая в Центральном кустарном музее ВСНХ (Высшего Совета Народного Хозяйства) в 1924 году. Экспозиция имела огромное значение и во многом определила пути развития традиционных отечественных художественных промыслов на несколько последующих десятилетий.
Работа музея по обновлению и актуализации ассортимента изделий кустарных мастерских развернулась в начале 1920-х годов. Ее главной задачей была попытка сохранить и придать новый импульс традиционным художественным и ремесленным центрам, продукция которых не выдерживала конкуренции с фабричной и уходила из повседневной жизни (деревянные ковши, берестяные туеса, и др.). Впервые эти обновленные изделия, переставшие быть утилитарными вещами и приобретшие статус художественных произведений, были показаны на Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве 1923 года. Предметы, демонстрировавшиеся на этих трех эпохальных смотрах мы и представляем сегодня нашей аудитории. Камерный формат не позволяет реконструировать масштабные экспозиции 1920-х годов, поэтому мы ограничились показом только избранных изделий с росписью по дереву и бересте.
В витринах представлены ларцы, шкатулки, ковши, берестяные туеса, оформленные в традиционных техниках и приемах росписи, но представляющие актуальные сюжеты, связанные с героикой и романтикой революционных событий. Среди авторов этих произведений такие значительные мастера, как Борис Николаевич Ланге (1888-1969), Евгений Григорьевич Теляковский (1887-1976), Владимир Михайлович Голицын (1901-1943), Зинаида Дмитриевна Кашкарова (1888-1961), Николай Георгиевич Тихонов (1892-1988), Иван Иванович Овешков (1877–1942). Художники глубоко изучали и анализировали подлинные произведения народного, крестьянского искусства и использовали в своих работах этот богатейший вековой опыт. В созданных ими композициях читаются и прослеживаются традиции русского лубка, переосмыслены художественные принципы росписей Северной Двины, Урала и Поволжья, ритмические и колористические особенности украшения мезенских прялок.

Экспозиция продолжает серию выставок-публикаций, представляющих богатейшее наследие Московского кустарного музея. В конце XIX – первой трети XX веков это была уникальная, не имевшая аналогов в отечественной и мировой музейной практике институция, являвшаяся одним из важнейших центров художественной жизни Москвы и способствовавшая сохранению традиционной культуры России.
Уникальная коллекция работ талантливых художников, выполненных в 1920 гг. для Центрального Кустарного музея, сейчас находится в собрании Всеросийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.